Значение цвета в фотографии

 
 

Значение цвета в фотографии




На снимках теплые тона зрительно выступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные, наоборот, — отступают, делая предметы вогнутыми. Это можно использовать при выборе одежды в зависимости от комплекции тела модели.

К гармоничным сочетаниям цветов относят следующие:

О с черным — белый, красный, зеленый, оранжевый;
О с синим — белый, серый, голубой, сиреневый;
О с электрик — серый, белый;
О с голубым — белый, синий, электрик, черный;
О с коричневым — белый, бежевый, кремовый;
О с желтым — коричневый, зеленый;
О также все полутона одного цвета.

Гармоничные сочетания родственных цветов можно получить, комбинируя цвета,
расположенные между основными и ближайшими к ним производными цветами: желтый — зеленый, желтый — оранжевый, синий — зеленый, синий — фиолетовый, красный —оранжевый,
красный — фиолетовый.

Гармоничные сочетания родственно-контрастных цветов образуют цвета, расположенные в
половине треугольника, разделенного биссектрисами:
О желтый — фиолетовый — красный — оранжевый,
О желтый — фиолетовый — синий — зеленый,
О синий — оранжевый — фиолетовый — красный,
О синий — оранжевый — зеленый — желтый,
О красный — зеленый — желтый — оранжевый,
О красный — зеленый — синий — фиолетовый.

Если основной цвет поставить рядом с дополнительным, получится цветовой контраст. На снимке контраст оживляет изображение, волнует восприятие, а гармония, то есть использование только основных либо только дополнительных цветов, успокаивает, настраивает на лирический лад.

Сильноконтрастные сочетания цветов составляют:
О с красным — белый;
О с оранжевым — черный;
О с зеленым — белый.
Более насыщенный цвет усиливает контраст.

Сочетания цветов также несут в себе некую психологическую нагрузку.

Синий — черный: абсолютный покой.
Серый — синий: спокойствие.
Синий — коричневый: обывательский личный комфорт.
Синий — фиолетовый: нежность и тонкость чувств.
Синий — желтый: любовь, понимание, полезность для всех.
Синий — красный: гармония, эмоциональная удовлетворенность.
Серый — зеленый: самоуважение, превосходство, уважение.
Синий — зеленый: аккуратность.
Зеленый — красный: деятельность, инициатива.
Зеленый — желтый: корысть, честолюбие.
Зеленый — фиолетовый: взаиморасположение.
Красный — желтый: любознательность, интерес.
Зеленый — черный: упрямство.
Желтый — черный: диктатура, максимализм.
Красный — черный: драматическое действие.
Серый — красный: импульсивность, необдуманные действия.
Красный — фиолетовый: волнующее и возбуждающее очарование.
Желтый — фиолетовый: фантазия, жажда приключений.
Фиолетовый — коричневый: удовольствие и наслаждение.
Серый — фиолетовый: эстетика, чувство прекрасного.
Красный — коричневый: самоудовлетворенность.
Желтый — коричневый: неограниченная свобода.
Фиолетовый — черный: подражание.
Серый — желтый: нерешительность, неуверенность.
Зеленый — коричневый: покой, душевное равновесие.
Серый — коричневый: изнурение, истощение.
Коричневый — черный: самоунижение.
Серый — черный: равнодушие.

Также надо учитывать и взаимоотношения различных цветов в количественном плане. Если на одной поверхности, например, на одежде, вперемешку расположено два цвета, причем в отношении один к одному, то такая текстура спокойна, статична и уравновешена по
своей сути.

Наибольший эффект на зрителя производит соотношение цветов один к трем в соответствии с «золотым сечением», то есть правило одной трети по отношению одного цвета к другому. Увеличение этого соотношения повышает динамизм, экстравагантность модели как на снимках, так и в повседневной жизни.

Каждый цвет несет психологически-эммоциональную нагрузку, которую фотографу можно использовать для смысловой передачи снимка.

СИНИЙ. Его используют, если снимок должен передать настроение полного спокойствия, довольства, умиротворенности. У многих людей он ассоциируется с удовлетворенностью и свершениями, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.

Синий цвет обладает удивительной способностью смягчать любое авангардное и излишне броское решение в костюме, придавая ему характер классического, делового.

Бледно-голубые вещи на снимках могут выглядеть белыми.

ЖЕЛТЫЙ. Производит впечатление легкости и радости, ассоциируется с теплом, солнцем, весельем. Очень подходит для съемки детей и просто сцен веселья.

КРАСНЫЙ. Выражает жизненную силу, активность. Возбуждающее действие красного можно использовать при показе на снимке любых сильных эмоций.

ЗЕЛЕНЫЙ. Его напряженность действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей. Обычно используется при показе на фотографии ударной работы или мыслительных процессов.

ФИОЛЕТОВЫЙ. Мистический цвет мечты, ставшей явью. В жизни и на фотографиях этот цвет обычно используют при съемках интеллектуально и эмоционально незрелых людей, подростков или моделей, психологическое состояние которых не является однозначным или
спокойным, а также когда нужно передать сильные человеческие чувства: любовь, ненависть, страх...

КОРИЧНЕВЫЙ. Цвет эмоционально связан с ощущением уюта, дома, обществом друзей, семьей, безопасностью. Также его применяют при съемке больных или пожилых людей, чтобы визуально усилить страдания или подчеркнуть возраст модели, если это необходимо.

СЕРЫЙ. Абсолютно лишен каких-либо ярко выраженных психологических тенденций. Очевидно, что это связано с особенностями зрения человека, о чем говорилось ранее.

При расположении вверху:
красный цвет возбуждает, мобилизует;
розовый вызывает ощущение легкости, счастья;
оранжевый — способствует концентрации внимания;
желтый вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации; зеленый воспринимается неестественно;
голубой вызывает ощущение легкости, способствует релаксации;
коричневый будит чувство тяжести, давления;
синий вызывает тревожность, беспокойство.

При расположении сбоку:
красный цвет возбуждает;
розовый вызывает чувство нежности, счастья;
оранжевый способствует релаксации и ощущению тепла;
желтый возбуждает, может вызывать неприятные ощущения;
зеленый успокаивает;
голубой охлаждает, вызывает отчуждение;
коричневый угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность;
синий вызывает отчуждение.

При расположении снизу: красный воспринимается неестественно, может «обжигать»;
розовый часто ассоциируется с обонятельными ощущениями;
оранжевый вызывает эффект принадлежности и тепла, иногда воспринимается как неестественный;
желтый способствует появлению эффекта приподнятости, парения;
зеленый успокаивает, охлаждает, может оказывать снотворное воздействие;
голубой охлаждает (более выражено, чем зеленый);
коричневый вызывает ощущение уверенности, твердости;
синий будит тревогу, ощущение бездны, холода.

Есть еще некоторые психологические особенности восприятия человеком отдельных цветов и цветосочетаний.
Белый цвет зрительно увеличивает размеры модели и предметов, а также подчеркивает красноватые тона кожи;
черный—уменьшает размеры;
желтый, фиолетовый, коричневый — старят;
синий больше подходит для моделей-блондинок, для брюнеток подходят более темные тона этого цвета;
зеленый делает лицо бледнее;
сине-голубой усиливает розовость щек;
сине-фиолетовый — золотистость волос;
оранжевый — подчеркивает синеву глаз.

Эксперименты, проводимые психологами, показывают, что теплые цвета оказывают стимулирующее действие: повышается кровяное давление, учащается дыхание и сердцебиение. Холодные действуют наоборот. Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода,
утреннего тумана перед восходом). Они вызывают у нас вполне конкретные эмоции.

Зрелые люди чаще предпочитают более спокойные цвета, такие как серый, коричневый, синий. А молодежь в силу своего возраста и восприятия мира обычно выбирает яркие, смелые цвета.
Ученые также определили воздействие на человека цветового контраста (черный — белый, красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) на физиологическом уровне. Под воздействием темных цветов—черного, красного, синего—зрительный пурпур (вещество,
содержащееся в сетчатке глаза) восстанавливает свой цвет, а под воздействием
противоположных цветов — утрачивает.
То есть влияние цвета на человека настолько сильно и обусловлено природой, что конкретные цвета действуют даже на дальтоников так же, как и на остальных людей.

В очерке использованы материалы из книги © Д. Кораблёва "Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов"


Создан 20 окт 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов